В апреле исполнилось 50 лет легендарной «копейке» — ВАЗ-2101 «Жигули», самой популярной модели в истории отечественного автопрома. Разработанная на основе лучшего европейского автомобиля 1965 года FIAT 124, эта машина произвела революцию на отечественном рынке и приобрела поклонников во всем мире. РИА Новости вспоминает историю «Жигуленка».

Лада

Автомобиль для народа

Советское правительство позволило населению покупать легковые автомобили еще в начале 1950-х, но мало кто мог себе это позволить. В продаже были лишь дорогая «Победа» и более доступный, но страшно дефицитный «Москвич».

В середине шестидесятых в рамках политики повышения благосостояния народа приняли решение построить завод для массового производства легковых автомобилей и запустить в серию модель, созданную на основе качественного зарубежного образца. Это позволяло резко ускорить разработку, сэкономить ресурсы и открывало возможность экспорта.

Выбор базовой иностранной модели доверили институту НАМИ, специалисты которого провели всесторонние испытания автомобилей Ford, Pegeuot, Renault и FIAT. В результате остановились на FIAT 124, признанном в 1965-м «Автомобилем года» в Европе.

Судя по всему, имелись и политические мотивы, поскольку с социалистическим правительством Италии у Кремля были хорошие отношения. Что же касается самой машины, то тут имелись проблемы.

В ходе заездов на Дмитровском автополигоне у Fiat 124 образовались трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста. Выходили из строя буферы передней подвески, а на посыпанных песком и солью отечественных зимних дорогах тормозные колодки износились до металла уже через несколько сотен километров пробега.

Тем не менее правительство распорядилось взять за основу итальянский автомобиль, доработав его в соответствии с нашими реалиями. Российские специалисты переделали:

  • коробку передач,
  • переднюю и заднюю подвески,
  • тормоза,
  • усилили кузов,
  • увеличили клиренс.

Дверные ручки изменили на «травмобезопасные», утопленные в дверцы, передние сидения стали раскладными. Всего в итальянскую конструкцию внесли более восьмисот изменений. В итоге получился комфортабельный, надежный и сравнительно дешевый автомобиль, приспособленный к эксплуатации в российских условиях, который в народе назвали «Копейкой».

Автогигант на Волге

Завод в Тольятти начали строить летом 1966 года. Оборудование поставляли более 840 отечественных предприятий, а также компании ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

Волжский автомобильный завод получился крупнейшим в Европе: площадь — 600 гектаров, длина главного корпуса — 1400 метров. Говорили, что, глядя на него, можно заметить кривизну земной поверхности. Расчетная производственная мощность — 600 тысяч автомобилей в год, численность персонала — 123 тысячи человек.

Строительство закончили через три с половиной года (по плану было шесть лет). И уже в апреле 1970-го, к столетию Ленина, с главного конвейера сошли первые ВАЗ-2101 «Жигули», полностью изменившие представление советских автолюбителей о легковых машинах.

Комфортабельный, с хорошей динамикой, легкий в управлении, экономичный, этот автомобиль быстро стал поистине народным.

Хмуриться не надо — «Лада»!

Расчет на экспорт тоже оправдался. На зарубежные рынки ВАЗ-2101 поступил уже в 1971-м под названием «Лада» (за исключением Швеции, где автомобиль продавался под заводским брендом — ВАЗ).

Экспортные экземпляры проходили около сорока дополнительных проверок. В случае выявления дефектов их отправляли на внутренний рынок. Но все равно советские машины до западных стандартов не дотягивали, поэтому в Финляндии создали компанию «Конела», которая доводила «копейки» до нужной кондиции.

Финские версии в целом были значительно лучше тех, что сходили с конвейера ВАЗа. В результате «Лады» могли похвастаться прекрасным соотношением цены и качества на международном рынке.

Являясь типичными для того времени семейными автомобилями, такими как Opel Kadett и Nissan, они стоили как малолитражки. К тому же легко заводились в холодную погоду и прекрасно справлялись с плохими дорогами. Запчасти тоже были дешевыми, а благодаря простой конструкции отремонтировать машину при необходимости мог и сам автовладелец.

В Финляндию привозили десять-пятнадцать тысяч «Лад» в год, многие затем отправлялись в другие европейские страны. За пять лет экспорт советских автомобилей вырос вдвое — до 300 тысяч штук, и в основном это были вазовские машины.

Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) хорошо знали в Канаде, Новой Зеландии, ФРГ, Австрии, Швеции. В Великобританию автомобиль поставляли в праворульной модификации.

К середине семидесятых годов «Лада» стала самой продаваемой в Финляндии. К моменту распада СССР в стране было больше 130 тысяч этих автомобилей. Как ни удивительно, в Великобритании оказалось столько же. Всего же до снятия с производства в 1988 году выпустили около 4,8 миллиона «Жигулей».

Читайте также: Легенда и феномен популярности Волги и что привело к ее финалу

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here