Выбросы выхлопа, это еще не все, чего можно добиться при правильной механической настройке. Некоторые водители дополнительно выбирают пламя, выбрасываемое из выхлопной трубы, сопровождающее характерные звуки. Однако когда выстрелы являются целевым эффектом, а когда симптомом поломки автомобиля?
Почему стреляет из выхлопа
Обратный выброс выхлопных газов возникает, когда топливовоздушная смесь не полностью сгорает в двигателе. Топливо, попадающее в выхлопную систему из камер сгорания, может удариться о горячие компоненты выхлопа и взорваться. Такое случается редко, поскольку частицы топлива обычно останавливаются в каталитическом нейтрализаторе и сгорают бесшумно, а вот в мощных машинах в выстрелах из выхлопа нет ничего удивительного.
Чаще всего удары выхлопа происходят при снижении оборотов. При закрытии дроссельной заслонки остатки топлива, не сгоревшие при повышенной нагрузке, например, при обгоне или динамическом старте, направляются в выхлоп. Одиночные трещины также могут появиться при переключении передач. В автомобилях с системой анти-запаздывания это целенаправленное решение, позволяющее минимизировать эффект турбо-задержки.
Работа системы антилагов
Как это работает? Задача антилаговой системы – нагнетать в выхлоп дополнительную порцию отработавших газов. Затем доза топлива воспламеняется в выпускном коллекторе или корпусе турбины. Система поддержания давления наддува обеспечивает работу ротора турбокомпрессора даже на низких оборотах, а значит, с небольшим количеством выхлопных газов, приводящих в движение лопатки. Благодаря этому при следующем нажатии педали акселератора турбина среагирует гораздо быстрее, без характерного турбо-лага.
Побочным эффектом системы anti-lag являются, конечно же, выстрелы выхлопа, которые навсегда вошли в канон автоспорта и для многих водителей являются самоцелью. Еще один способ добиться подобного эффекта – установить дроссельную заслонку перепуска воздуха и задержать зажигание. Тогда при открытии выпускного клапана давление и температура смеси очень высоки, что способствует воспламенению топлива.
Выхлопные газы вредят двигателю?
Влияют ли выхлопные газы отрицательно на двигатель и другие компоненты? Это зависит от характера модификации. Деликатные выстрелы при спуске с поворотов, не должны нанести вред ни двигателю, ни выхлопной системе. Несколько иначе ситуация обстоит в случае более сильных взрывов в выхлопной системе. Хотя они не вредят самому двигателю и могут даже снизить температуру в камерах сгорания, можно повредить другие элементы, например:
- лопатки турбокомпрессора;
- глушитель;
- лямбда-зонда
- катализатор.
Некачественно выполненные модификации также могут сократить срок службы форсунок и выпускных клапанов. Однако это крайние случаи и у машин с серийными выстрелами выхлопа, а также у профессионально тюнингованных машин подобная угроза минимальна.
Когда звук выхлопа указывает на неисправность
Наибольшую тревогу должны вызывать взрывы, сопровождающие ускорение или возникающие спонтанно, без причины. В таких условиях двигатель должен развивать мощность равномерно, поэтому всевозможные перебои, трески и рывки не желательны.
Не менее тревожным может быть изменение звука выхода на более гортанный, рычащий звук. Чаще всего это является следствием негерметичности выхлопной системы. Утечки выхлопных газов опасны, особенно если они происходят непосредственно под камерой сгорания. Выхлопные газы могут попасть через систему вентиляции в кабину и нанести серьезный вред пассажирам.
Если вы заметили дым, идущий из вентиляционных отверстий, и почувствовали запах выхлопных газов, немедленно откройте окна и обратитесь к механику. Это очень опасное явление. Чаще всего за это отвечает негерметичный гибкий разъем выхлопной системы.
Выстрелы из выхлопной системы также могут быть вредными для автомобилей, оснащенных системой сжиженного газа. Зачастую это свидетельствует о том, что установка не отрегулирована или изношена рейка впрыска. Иногда выстрелы и рывки появляются и после износа свечей и проводов зажигания. Чтобы не допустить дополнительных неисправностей, пройдите полную проверку газовой установки.
В подавляющем большинстве других ситуаций выстрелы из выхлопа совершенно безвредны. Однако помните, что не все модификации законны. Перед тюнингом автомобиля убедитесь, что шум двигателя не будет слишком громким и выбросы выхлопных газов не увеличатся резко.
Также следует учитывать, что вмешательство в выхлопную систему требует перепрограммирования контроллера двигателя и модификации топливных карт. В противном случае переделка может привести к снижению производительности.
Читайте также: Что означают цвета выхлопного дыма и как вы должны реагировать