Научные исследователи, социологи и психологи отмечают, что XXI век становится эпохой, порождающей быстро растущие проблемы психического здоровья, связанные с зависимостями. Каждое десятилетие нашего времени приносит новый вид зависимости от химических, психоактивных и так называемых поведенческих.

В группу поведенческих зависимостей входят рискованные формы поведения, вызывающие синдром зависимости, но не связанные со злоупотреблением различными психоактивными веществами. Поведенческая зависимость – это сильная потребность в выполнении определенной деятельности, которая приводит к подчинению и концентрации своей жизни вокруг этого фактора, что может привести к пренебрежению другими сферами жизни.

страсть к покупкам шопоголизм

Шоппинг вышел из-под контроля

Поведенческие зависимости определяются как компульсивное поведение, причиняющее вред психическому и физическому здоровью и основанное на принуждении действовать определенным образом, независимо от осознания и тяжести причиненного вреда.

Масштаб поведения, определяемого как способное привести к зависимости, постоянно меняется и зависит от развития социальных и цивилизационных изменений и появления новых культурных тенденций. В эту группу зависимостей входит, принуждение к покупкам – шопоголизм.

Цель шопинга – улучшить настроение и привести себя в приятное состояние. Шопинг приносит облегчение, доставляет удовольствие и удовлетворение, дает временное улучшение самочувствия. Совершая покупки, мы испытываем состояния эйфории, а затем чувства вины и стыда из-за ненужно потраченных денег. Цена – финансовые проблемы, ухудшение семейных отношений, постепенный уход от общественной жизни, деятельности и интересов и, как следствие, социальная маргинализация.

Каков механизм этой зависимости

Зависимость развивается постепенно. Обычно изначально шопинг – это форма отдыха, доставляющая себе удовольствие после напряженной работы, награда за достигнутые успехи и приятный способ провести время с семьей. Позже шопоголик обнаруживает, что шопинг – лекарство от плохого настроения, дает адреналин, снижает тревожность, напряжение и неприятные ощущения.

Навязчивый шоппинг становится заменой чувства удовольствия, счастья и расслабления, которого мы не можем достичь, преследуя свои жизненные цели, в личной, семейной или профессиональной жизни. Оно заполняет пустоту в жизни. Это бегство от печали, способ справиться с симптомами депрессии и тревоги. Это становится способом снять напряжение. Оно заглушает и позволяет забыть о душевном дискомфорте, который вы испытываете, но, к сожалению, не лечит его.

Шопоголизм — это механизм порочного круга. Во-первых, существует стрессовый фактор, стимул, влияющий на наше самочувствие, например, низкая самооценка. Это может быть отсутствие профессиональной удовлетворенности, проблемы во взаимоотношениях, семейные проблемы, моббинг на работе, в результате чего возникает хронический психический дискомфорт, неуверенность, апатия, напряжение, тревога и грусть.

Шопинг и эйфория облегчают это состояние, но, к сожалению, ненадолго. Оно усиливается угрызениями совести и чувством вины, связанными с бессмысленными покупками и ненужными вещами. Есть печаль, стыд и гнев. Обычно по этой причине покупки даже не распаковывают и прячут глубоко в шкафы, скрывая от домочадцев.

Повышается чувство безнадежности и низкая самооценка. Такое депрессивное психическое состояние провоцирует снова пойти по магазинам и на мгновение испытать состояние приятной эйфории.

Несмотря на то, что они страдают от раскаяния, вскоре они снова покупают слишком много, усиливая неприятное состояние вины. У наркоманов есть ряд специфических особенностей: они не распаковывают вещи, не снимают бирки, часто возвращают купленные вещи, перепродают их, отдают или выбрасывают.

Как распознать проблему шопинговой зависимости

Во-первых, наша озабоченность покупками систематически возрастает, мы тратим все больше времени на их планирование и фантазирование о новых вещах. Мы проводим все больше времени, просматривая журналы и сайты, рекламирующие различные новинки, в поисках акций и скидок.

Мы чувствуем острую потребность в них. Появляются навязчивые мысли о покупке большего количества вещей. Этот специфический голод к покупкам провоцируется стрессовыми факторами и хроническим чувством нервозности или ощущением скуки, пустоты в жизни и однообразия. Это становится формой стимуляции.

Кроме того, существует феномен переменной толерантности: нам нужно все больше и больше времени, чаще совершать покупки, тратить больше денег, чтобы достичь того же эмоционального состояния – высвобождения негативных эмоций и кратковременной эйфории.

Для поддержания удовлетворительного уровня желаемого возбуждения возрастает потребность покупать все более дорогие, элитные вещи.

Нарушение контроля над воздержанием от покупок. Попытки контролировать покупки становятся неэффективными. Сокращение или прекращение покупок вызывает психический дискомфорт и увеличивает напряжение и раздражительность.

Симптомы синдрома отмены – тяга к покупкам: головные боли, напряжение, тревога, бессонница, депрессивные и тревожные симптомы, приступы паники, деструктивные мысли о себе, гнев и презрение к себе, чувство стыда и безнадежности .

Сопутствующие стыд и раскаяние приводят к измене близким и ослаблению отношений с ними, в семье появляется высокий уровень конфликтности. Альтернативные источники удовольствия и существующие интересы игнорируются или оставляются в пользу шоппинга.

Базовые жизненные цели становятся второстепенными и менее значимыми, что приводит к социальной и профессиональной маргинализации, связанной с карьерным ростом, образованием и даже потерей работы или разводом.

Последствиями шопоголизма являются финансовые проблемы, долги и кредиты, нарушение закона (воровство), высокий уровень агрессии, ложь и конфликты в семье и могут даже привести к ее распаду.

Есть понятие витрины, оно касается людей, которые не могут себе позволить покупать. Они утоляют свой голод по покупкам, рассматривая витрины магазинов. Простое пребывание рядом с продуктами приносит облегчение.

Читайте также: Почему мы принимаем иррациональные финансовые решения

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here