Электромобили горят реже, чем автомобили с ДВС, но возгорание у них совершенно иное. Полностью потушить их сложно. Возможно, скоро проблема эффекта домино (повреждение или выход из строя одного элемента аккумулятора распространяется на соседние элементы) будет устранена.
Эксперты подчеркивают, что пожарная безопасность гаража обусловлена общей безопасностью объекта, а не типом припаркованного там транспорта. Многих водителей беспокоят возгорания электротоков, о которых часто сообщается в средствах массовой информации. Однако в действительности они случаются не так уж и часто. По данным Государственной противопожарной службы, за весь 2023 год таких случаев был всего 21, а зафиксировано было 7 тысяч возгораний автомобилей.
Электрический свет может снова загореться
Эксперты указывают, что электромобили горят реже, но возгорания у них совсем другие. Начальная фаза более динамична и сопровождается так называемым термическим выходом и сильной экзотермической реакцией. Большой проблемой является необходимость длительного охлаждения аккумулятора и риск повторного возгорания.
Пожарные также используют специальные емкости с водой, в которые погружают потушенные автомобили. Гораздо более дешевый способ – после пожара вернуть электрика в безопасное место под присмотр. Нет никакой гарантии, что через какое-то время (даже несколько дней) он не воспламенится вновь.
Мы должны осознавать, что знаний в области пожарной безопасности и инфраструктуры электромобилей пока недостаточно. Это связано, прежде всего, с небольшим количеством комплексных исследований в этой области. Однако, принимая во внимание прогрессирующую исследовательскую работу в США и строительство полномасштабных лабораторий, мы можем смотреть в будущее с оптимизмом. Усилия ученых будут сосредоточены, прежде всего, на улучшении термической стабильности аккумуляторов и, таким образом, повышении их безопасности, — подчеркнул Майкл Квасот, эксперт по пожарной безопасности.
Возможно, в скором времени проблема эффекта домино будет устранена. Если это произойдет, пожары в автомобилях внутреннего сгорания и электромобилях не должны существенно отличаться.
Безопасность на парковках
Для развития электромобильности необходимо развитие инфраструктуры. На парковках и в гаражах появляется все больше электрозарядных станций.
Уже в мае 2024 года появились рекомендации, как подходить к противопожарной защите зарядных станций, в том числе работающих на подземных парковках. В этих требованиях Научно-исследовательский центр противопожарной защиты и Государственная пожарная служба уделили особое внимание двум основным факторам риска. К ним относятся раннее обнаружение огня и предотвращение его распространения на другие позиции.
Эксперты подчеркивают, что пожарная безопасность гаража обусловлена общей безопасностью объекта, а не типом припаркованного там транспорта. Наиболее часто используемой защитой являются системы пожарной сигнализации, проверяемые подразделениями, обязанными это делать. Однако нет необходимости использовать этот тип сигнализации в каждом подземном гараже. Существуют также визуальные устройства для обнаружения пожара или пожарных явлений.
Сами автомобили должны соответствовать строгим стандартам безопасности, прежде чем их допустят к продаже. То же самое касается и зарядных устройств. Современные системы безопасности прекращают зарядку, если обнаруживают какую-либо аномалию – перегрев или превышение напряжения.
Читайте на тему: Слабый спрос на электромобили останавливает производство