Легенда гласит, что прежде чем Минос стал царем Крита, ему пришлось конкурировать со своими братьями, и, чтобы получить преимущество, он просил дать ему знак, который узаконил бы его правление на острове. Посейдон послал ему из моря белого быка, которого следовало принести в жертву сразу же после его появления. Однако король был настолько восхищен животным, что решил оставить его себе. Доктор Анна Янковяк пишет в своей книге «Звери древности» о том, почему история сына царицы Пасифаи оставила такой след в нашей цивилизации.
Миф о Минотавре
Пока царь боролся за поддержание торговых путей, [его жена] Пасифая забеременела от быка Посейдона. И вскоре после этого родился Минотавр – чудовище с телом человека и головой и хвостом быка, которое быстро стало ужасом для жителей острова.
Чтобы защитить себя от существа, их заперли в лабиринте и кормили молодыми женщинами и мужчинами, приносимыми в качестве дани и жертвоприношений. Этот миф был описан Аполлодором в «Библиотеке мифических историй».
В конце концов зверь был убит Тесеем, афинским героем. Он прибыл на Крит, где его должны были принести в жертву, и благодаря помощи Ариадны, от которой он получил клубок ниток, он смог выйти из лабиринта, убив чудовище.
Битва Тесея и Минотавра была важным элементом греческой мифологии, о чем свидетельствует ее частое использование в искусстве. Эти истории сохранились и во времена Римской империи и нашли свое место в поэмах, а также на фресках и мозаиках.
Минотавр как символ
Минотавр – один из важнейших символов нашей цивилизации. Его фигура интерпретировалась, помимо прочего, как воплощение критского бога солнца, а его отношения с Пасифаей, как культовая свадьба царицы.
Другие толкования предполагают существование более раннего культа, включавшего человеческие жертвоприношения. Минотавр был также известен под именем Астерион, что означает «звездный». Это также предполагает его потенциальную связь с культом, связанным со звездами. Существует и более приземленная интерпретация мифа, предполагающая, что он был связан с природными условиями Крита и объяснял происходившие там землетрясения, во время которых из-под земли раздавался зловещий «грохот».
Джозеф Кэмпбелл использовал историю Минотавра в «Тысячеликом герое» в контексте царя Миноса и момента перехода между жизненными циклами. В психологии, особенно у Фрейда и Юнга, особое внимание уделяется переходу от подросткового возраста к взрослой жизни и кризисам, связанным с этой границей. Для Миноса жертвоприношение белого быка было испытанием и актом перехода от рядового к публичному человеку.
Главная задача идеального короля — служить обществу, независимо от собственного благополучия. Содержание быка в собственных интересах предсказывало грядущую тиранию отдельного человека, который, присвоив себе жертву, больше не сможет поддерживать единство государства.
Однако миф о Минотавре не привел к осуждению царя. Царица Пасифая была осуждена за создание чудовища. Это чрезвычайно интригует, особенно в контексте того факта, что сам Минос родился от похожего союза.
Его матерью была легендарная Европа, которую Зевс в облике быка похитил на Крит, и от их союза родился всеми уважаемый царь. Пасифая не могла знать, что ее действия приведут к созданию чудовища и что Посейдон использует ее, чтобы отомстить мужу.
Не только Минотавр
Критский бык был не единственным удивительным животным, принесенным на Землю богом моря. В древности Посейдон ассоциировался в первую очередь с лошадьми, которых греки приносили ему в жертву, молясь о благополучном плавании. Их скорость была связана со скоростью океанских волн, и эта связь сохраняется в нашей культуре и по сей день.
В конце концов, мы называем пену, образующуюся на волнах, гривой, и это сравнение встречается и в массовой культуре, например, в шеститомном «Властелине колец» Дж. Р. Р. Толкина, где силуэты лошадей были вызваны Гэндальфом на реке, которая, благодаря силе Элронда, не позволила назгулам войти в Ривенделл.
Читайте на тему: Генетика по следам загадочных народов