Под влиянием негативных мыслей легче замечать ошибки и несоответствия в том, что мы слышим и читаем. Об этом пишут исследователи из Университета Аризоны, Утрехтского университета и Института психолингвистики Макса Планка в журнале Frontiers in Communication. Результаты исследований, проведенных в Нидерландах, показывают, что под влиянием негативных мыслей мы становимся более внимательными и аналитическими, более тщательно проверяем написанное кем-то.

плохое настроение у женщин

Внимание и критический подход

Последние отчеты являются продолжением исследования, проведенного профессора Вики Лай из Аризонского университета вместе с голландскими учеными исследуют механизмы обработки речи в нашем мозгу. Авторы исследования проверили, меняется ли реакция мозга на прослушанный и прочитанный текст в зависимости от настроения.

«Наше настроение и язык, на котором мы говорим, обрабатываются разными областями мозга, но у нас только один мозг, поэтому должно быть какое-то взаимодействие», – говорит Лай. «Мы показываем, что когда мы в плохом настроении, мы становимся более внимательными и более критично подходим к тексту. Когда мы в хорошем настроении, его легче игнорировать».

В эксперименте участвовали только женщины. Лай и ее коллеги пытались манипулировать их настроением, показывая отрывки из депрессивного фильма «Выбор Софи» или веселого сериала «Друзья». Фактические изменения настроения отслеживались с помощью компьютеризированного опроса. Выяснилось, что если забавные вырезки из сериала не изменили настроения опрошенных добровольцев, то фрагменты «Выбора Софи» действительно повлияли на его заметное ухудшение.

Затем добровольцы слушали серию эмоционально нейтральных утверждений из четырех предложений. Каждое содержало значимое предложение, которое либо подтверждало, либо бросало вызов общепринятому мнению по теме. Предложения не только звучали, но и отображались слово в слово на экране компьютера. Во время эксперимента активность мозга участников отслеживалась с помощью ЭЭГ-оборудования.

Например, исследователи давали испытуемым тексты о вождении в ночное время, которые заканчивались важным предложением: «Если вы не выключите свет, вы увидите больше». В другом тексте о наблюдении за небом ночью была немного измененная и тоже верная фраза: «Если у тебя горит свет, ты видишь меньше». Исследователи также представили добровольцам тексты, в которых эти предложения были изменены. Наблюдалось, будет ли в зависимости от настроения участников эксперимента мозг реагировать на них по-разному.

Тщательное внимание к услышанному

Выяснилось, что если конкретный доброволец на данном этапе эксперимента был в худшем настроении. То активность его мозга в случае такого измененного предложения указывала на более тщательный анализ услышанного. «Оказалось, что настроение действительно имеет значение, и его нужно учитывать при выполнении тех или иных задач», – говорит Лай. Он утверждает, что если мы в плохом настроении, мы можем более эффективно выполнять задачи, требующие большего внимания к деталям, такие как корректура.

Авторы признают, что тот факт, что исследования проводятся только среди женщин. Это является определенным ограничением и в дальнейшей работе также должны быть задействованы добровольцы-мужчины. Однако они убеждены, что основной вывод не должен меняться. По их мнению, перепады настроения могут влиять на нас даже больше, чем мы думаем.

«Когда мы анализируем поведение под влиянием плохого настроения, мы лишь замечаем, что кто-то мрачен. Например, хочет еще мороженого и, возможно, менее объективно оценивает высказывания других», – говорит соавтор Джос ван Беркум из Утрехтского университета.

«Однако оказывается, что это настроение влияет на нас гораздо глубже, иногда удивительным образом. Давайте представим, что наш ноутбук работает более или менее точно в зависимости от состояния заряда аккумулятора. Это мыслимо для меня. И все же с нашей способностью обрабатывать информацию именно это и происходит», – добавил Беркум.

Читайте также: Освещение в доме влияет на настроение

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here