Интернет-портал для розничных торговцев предметами искусства и мебелью 1stdibs зафиксировал 8000 продаж, в период с 1 марта по 31 августа, художественных сделок, увеличившись на 65% за год.
Правда в том, пишет Тарми, что подавляющее большинство инвестиций на этом конкретном рынке убыточны. Исключением являются его наиболее влиятельные игроки, получающие всю прибыль:
- дилеры, убеждающие состоятельных покупателей тратить все больше и больше;
- аукционные дома, привлекающие крупнейших коллекционеров;
- самые богатые коллекционеры, торгующие друг с другом;
- целая экосистема кураторов, ученых, критики и законодатели вкусов, которые решают, что считать ценным.
В итоге, даже самая продуманная покупка не гарантирует возврата инвестиций. Тарми, однако, показывает нам самые важные черты арт-рынка, которые мы должны признать, если мы собираемся обосноваться на нем:
Есть сотни арт-рынков, а не один. Инвесторы должны помнить, что спрос на каждый из них разный. Многие люди сосредотачиваются на живописи и искусстве 20-го и 21-го веков, хотя хорошие сделки можно найти среди гораздо более старых работ.
Художественные галереи часто взимают около 50 процентов от стоимости каждой продажи. Это может быть стимулом для прямой торговли. Однако художники извлекают многочисленные выгоды из постоянного сотрудничества с продавцами своих работ, поэтому они часто предпочитают не торговать без посредников. Прелесть такой договоренности в том, что галереи разного масштаба не только продают, но и покупают искусство, поэтому на сотрудничестве с ними можно заработать.
Вторичный рынок и непостоянство
Работы с первичного рынка стоят особенно дорого, ведь в их цену входит не только стоимость материалов, но и стоимость работы художника. Поэтому рекомендуется покупать на вторичном рынке, например, через небольшие веб-сайты.
Рынок полон когнитивных искажений, возникающих в результате определенных предубеждений. Пример? Огромная разница в стоимости картин и рисунков Питера Пауля Рубенса или скульптур и картин Альберто Джакометти. Однако мода на этом рынке часто меняется, и вложение в относительно дешевую работу известного мастера может оказаться фантастическим ходом.
Это индустрия, в которой нет ничего определенного и постоянного, поэтому даже самые опытные и знающие «инсайдеры» часто неверно оценивают ценность произведения или потенциал художника. Даже самые громкие имена не являются гарантией успеха. Пример? Крах рыночных позиций Джеффа Кунса.
Приобретение акций. Это новая форма инвестиций на арт-рынке. Идея основана на предположении, что самые большие и дорогие произведения приобретают большую ценность быстрее и больше, чем менее престижные произведения. Таким образом, доход от небольшой доли может быть намного выше, чем от владения. Минусы? Во-первых, основная посылка неверна. Во-вторых, эта форма инвестирования не дает вам радости иметь что-то красивое.
Читайте также: Азы для начинающего коллекционера произведений искусства