Способность передавать и получать информацию является важнейшим фактором человеческого сообщества. Мы хотим быть информированными, потому что нам любопытно и мы хотим знать. Но откуда люди берут информацию? Знания по этому вопросу предоставлены, в частности, исследование, проводимое с 2012 года институтом Reuters. В нем рассматриваются источники, которыми пользуются люди во всем мире, и степень, в которой различные группы находят их легкими или трудными для понимания.
В этой сложной ситуации, казалось бы, надежная, независимая и хорошо финансируемая журналистика нужна даже больше, чем обычно. Однако доклад показывает, что во многих странах нет условий для того, чтобы журналистика могла играть важную роль. Люди в целом не доверяют СМИ, новости их не интересуют, а быть журналистом просто уже не выгодно.
Самые поразительные выводы в отчете этого года касаются изменения характера социальных сетей, что отчасти подчеркивается снижением взаимодействия с традиционными сетями, такими как Facebook, а также ростом популярности TikTok и других видеоканалов.
Несмотря на растущую фрагментацию каналов и свидетельства того, что обеспокоенность общественности по поводу дезинформации и алгоритмов достигла почти рекордного уровня, наша зависимость от этих посредников продолжает расти.
Данные более четко, чем когда-либо, показывают, насколько сильно это изменение влияет на привычки самых молодых поколений, которые выросли в социальных сетях и теперь уделяют больше внимания влиятельным лицам или знаменитостям, чем журналистам, даже когда дело касается новостей.
Социальные сети основаны на алгоритмах, то есть сообщения в лентах пользователей сортируются по релевантности, а не по времени публикации, поэтому пользователи получают только те, которые, согласно определенному сохраненному коду, являются тем, что они ищут. «Есть о чем беспокоиться», — говорит Ричард Флетчер, автор исследования «Правда о пузырях фильтров» для Института Рейтер.
Распространенные виды дезинформации
Кликбейт и фейковые новости
Фейковые новости – это заведомо ложная или вводящая в заблуждение информация, распространяемая с целью манипулирования восприятием людей.
Кликбейт – это заголовок или контент, который намеренно является сенсационным или вводящим в заблуждение, чтобы побудить пользователя щелкнуть ссылку, часто для получения дохода от рекламы.
Теории заговора и пропаганда
Это необоснованные или научно опровергнутые истории или теории, которые предполагают, что события или ситуации являются результатом тайных и зловещих действий.
Пропаганда – это информация, часто ложная или вводящая в заблуждение, распространяемая с целью повлиять на мнения и убеждения людей, часто для поддержки определенных политических или идеологических взглядов.
Обработка фото, видео и дипфейки
Фотографии и видео часто манипулируются или вырываются из контекста, чтобы ввести в заблуждение и создать ложное впечатление о реальности.
Технология Deepfake позволяет создавать реалистично выглядящие фальшивые видеоролики или записи голоса, используя алгоритмы искусственного интеллекта для управления изображениями и звуком.
Полуправда и интернет-тролли
Зачастую дезинформация содержит элементы правды, которые сочетаются с ложной информацией, что затрудняет ее выявление.
Тролли – это пользователи, которые намеренно вызывают споры и конфликты в комментариях или на интернет-форумах, часто путем распространения ложной информации.
Социальные боты и выборочное изложение фактов
Боты – это автоматизированные учетные записи, которые можно использовать для манипулирования дискуссиями и мнениями в социальных сетях путем распространения дезинформации.
Это метод выборочного представления фактов или данных, исключающий те, которые неблагоприятны для представляемого аргумента.
Не забывайте всегда проверять источники и критически относиться к информации, которую получаете в интернете. Используйте надежные источники информации и развивайте свои информационные компетенции.
Читайте также: Пропаганда, слежка, фейки: в США вышла книга о Facebook