Мы прекрасно знаем, что подростки внезапно перестают слышать и слушать своих родителей. Результаты последних исследований ученых из Стэнфордского университета свидетельствуют о том, что это происходит примерно в 13 лет и связано с изменениями в работе головного мозга.

взаимоотношения родителей и подростков

Стена непонимания

Результаты экспериментов, проведенных с применением ядерно-магнитного резонансного оборудования, описанные в последнем номере Journal of Neuroscience, показывают, что примерно в этом возрасте подростки, как девочки, так и мальчики, перестают по-особому воспринимать голос матери.

Авторы исследования пишут, что, во-первых, подростки этого возраста менее чувствительны к маминому голосу, сразу перестают его замечать, более чувствительны к другим, незнакомым голосам. Во-вторых, меняется реакция системы вознаграждения мозга. Если ранее голос матери вызывал положительные, приятные впечатления, то у подростков происходят изменения, ослабляющие это воздействие, и мозг начинает более позитивно воспринимать новое и неизведанное.

Кажется, что родители просто вынуждены смириться с тем, что подростки «глухие», что мусор не выбрасывают, а посуду не моют по первой-второй просьбе. Дело не в том, что они не хотят что-то делать, они просто… не слышат. Вы должны повторять это, пока это не добьетесь результата.

«Точно так же, как ребенок знает, что он должен сосредоточиться на голосе матери, подросток обнаруживает, что стоит открыться новым, незнакомым голосам», – объясняет первый автор работы, профессор Дэниел Абрамс.

По его мнению, подростки этого даже не осознают, это просто часть их новой идентичности. У них есть компания друг друга, они хотят быть с ней, их разум становится более чувствительным к новому. Исследования показывают, что чувствительность возрастает ко всем раздражителям, в том числе и к материнскому голосу. Но она перестает как-то особым образом выделяться у подростков, отсюда ее снижение значимости.

Социальные связи вне семьи

В какой-то момент ребенок становится самостоятельным, и этот процесс усиливается за счет определенных биологических механизмов, – добавляет профессор Винод Менон. Это то, что мы обнаружили. Эти механизмы помогают установить контакт с внутренним миром, создать социальные связи за пределами собственной семьи.

Настоящая работа является продолжением предыдущего исследования, в ходе которого команда Стэнфордского университета обнаружила. Что у детей в возрасте до 12 лет материнский голос вызывает каскад реакций. Звук материнского голоса вызывает сильную реакцию не только в областях мозга, отвечающих за восприятие звука, но и в областях обработки изображений. А также в центре вознаграждения, областях, контролирующих эмоциональные реакции, и решить, какая информация важна, а какая нет.

Голос матери является основным инструментом для раскрытия ребенку как социально-эмоциональных аспектов реальности, так и для обучения его/ее языку, добавляет доктор Перси Мистри. Если во внутриутробном периоде ребенок узнает голос матери еще до своего рождения, то в подростковом возрасте, хотя он и провел с матерью много лет, он постепенно дистанцируется от нее, сосредоточив свое внимание на других голосах, даже совсем незнакомых.

Уникальный эксперимент

Последнее исследование включало группу подростков в возрасте от 13 до 16,5 лет. Воспитанные биологическими матерями, с IQ не ниже 80 и без неврологических или психологических расстройств. Во время тестов подростки узнавали голоса матерей и незнакомых женщин, произносящих три коротких бессмысленных слова.

Идея заключалась в том, что значение слов и их эмоциональный подтекст не должны влиять на реакцию их мозга. Как и дети младшего возраста, подростки почти идеально (в 97% случаев) узнавали голос матери. При анализе мозговой активности, отслеживаемой с помощью МРТ, выяснилось, что с возрастом реакции на голоса становятся сильнее, но голос матери уже не выделяется.

Было замечено, что это было между 13 и 14 числами. В течение года жизни ее восприятие в областях мозга, составляющих центр вознаграждения и решающих, насколько важна данная информация, относительно ослабевает. Эффект одинаков как у девочек, так и у мальчиков.

Авторы исследования подчеркивают, что в  подростковом возрасте меняется вся система социальных отношений ребенка. Результаты их исследования показывают, что эти изменения основаны на неврологических процессах. Они поддерживают способность постепенно открываться миру за пределами ближайших родственников. Кажется, что родителям ничего не остается, как смириться с этим и… набраться терпения.

Читайте также: Нейтральный статус: почему в воспитании стоит отказаться от наказаний и поощрений

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here