Эксплуатация сопровождала человечество с самого начала, и ее проявлением является социальное и политическое господство и войны, постоянной целью которых является подчинение врага и пользование плодами чужого труда, не прилагая при этом никаких усилий.
Истоки этого явления можно найти в экономических, социально-нравственных, институциональных и биологических причинах. Каждая из причин объясняет определенный диапазон, но только совокупность вышеперечисленных факторов позволяет объяснить те механизмы, которые чаще всего остаются для нас скрытыми.
Характер причин определяет решение. Святой Павел в своем «1-м послании к Тимофею» предупреждал, что корень всякого зла — корысть. И рекомендовал не уповать на богатство, потому что желания уводят нас от Бога, и все, что мы приобретаем в земной жизни, мимолетно.
В суете повседневной жизни, в спешке по житейским делам, среди борьбы за малые или большие интересы мы забываем о наставлениях Апостола народов. Мы разрываемся между надеждой на вечную жизнь и смертностью, которая, сплетаясь с нашей природой, означает, что, если ее оставить необузданной, она приносит человеку много горестей.
Однако деньги — это сила, и они могут захватить власть над людьми, став определяющим фактором нашего поведения. Но деньги сами по себе редко являются конечной целью, поскольку они нужны нам для осуществления наших мечтаний, желаний и прихотей, причем не только материальных, но и душевных.
В конечном счете, не деньги обеспечивают наше благополучие, а товары, которыми мы пользуемся по своему желанию – еда, мебель, путешествия. А также формируют социальное положение, определяющее наше благополучие, поскольку мы не хотим чувствовать себя уступают нашим соседям.
Гедонистическая беговая дорожка
К сожалению, как и в жизни, нет ничего бесплатного, за все нужно платить. Вырвавшись на волю, похоть трудно загнать обратно в клетку. Как следствие, товары теряют вкус и появляется явление, называемое гедонистической беговой дорожкой, а это значит, что мы сразу привыкаем к более высокому уровню жизни. Однако неудачи и падения нас очень сильно ранят – материально и с точки зрения достоинства.
Неудивительно. Пресыщение приводит к усталости, но дефицит и потеря престижа причиняют боль, как и прежде. Почему? Веблен предполагает, что «по природе вещей ни один человек никогда не сможет удовлетворить свое стремление к богатству. О возможности удовлетворения этого стремления целого сообщества не может быть и речи.
Повышение уровня богатства всего общества, даже весьма значительное, не умаляет этого желания, как бы широко ни было процветание и насколько «равно» и справедливо распределялось богатство. В этом отношении каждый член сообщества хочет превосходить всех остальных. Если бы мотивом накопления богатства было, как иногда полагают, стремление обеспечить себя средствами к существованию или элементарными жизненными удобствами, то на определенном уровне экономического развития экономические потребности общества могли бы быть удовлетворены.
Пресыщенные сверх здравого смысла, мы не можем выйти из гонки, потому что конкурируем за социальное положение, за то, кем и чем мы являемся по сравнению с другими людьми. Мы сравниваем себя с другими, поэтому богатство в данном случае является инструментом, с помощью которого мы достигаем высшей цели – уважения других.
Расходы, позволяющие поддерживать статус личности и ослеплять окружающих, связаны — помимо стремления избежать «конкретного», производственного труда — с явлением растраты напоказ. Они также влияют на социальные нормы и убеждения, связанные с желаемым образом жизни элит, и в то же время влияют на низшие классы.
Эксплуатация как инструмент достижения цели
Чрезвычайно интересное дополнение к теории Веблена было представлено Джоном Д. Висманом в статье «Фундаментальный характер социально-экономической эксплуатации: человеческая природа, технология, социальные институты и идеология». Автор рассматривает эксплуатацию как инструмент получения политического и экономического преимущества.
Корни такого поведения он видит главным образом в биологических условиях человека, а именно в том, что как вид, наследующий социально-экономическое положение, люди борются за положение и партнера, используя других в своих целях. Мы охотно относимся к другим как к полезным инструментам для собственной выгоды и привлекательности для противоположного пола.
При таком подходе социальные институты направляют борьбу конкурентов. Эта социально-экономическая эксплуатация существовала долгое время и способствовала строительству современных государств, а монополия на насилие, наряду с растущей эффективностью оружия, облегчила элитам осуществление контроля над средствами производства общества, поскольку а также собственность, которая позволила им эффективно подчинять других и захватывать излишки производства.
Это было сделано не только в результате принуждения, но и благодаря эффективной идеологии, оправдывающей неравное распределение или социальное расслоение. Висман объясняет современную эксплуатацию влиянием нынешней идеологии, которая, несмотря на существование кое-где свободы слова, наличие средств массовой информации и свободы объединений, все еще сильна и оказывает эффективное воздействие в больших масштабах.
Читайте на тему: Неравенство может изменить социальную структуру