Последние доклады МВФ «Перспективы мировой экономики» (ПРМЭ), «Доклад о глобальной финансовой стабильности» (ДГФС) и «Бюджетный вестник» за октябрь 2025 года рисуют картину мира, балансирующего на гран. Инвесторы проявляют опасную самоуспокоенность, несмотря на неизбежные негативные последствия роста государственного долга, который, как ожидается, превысит исторический порог в 100% мирового ВВП к 2029 году, угрожая глобальной финансовой стабильности.
Такое сочетание фискальной нестабильности и спекулятивного оптимизма делает мировую экономику уязвимой для коррекции, особенно в условиях растущего протекционизма и дорогостоящей промышленной политики, проводимой в ответ на геополитическую конкуренцию и направленной на ускорение энергетического перехода.

Глобальный рост в тени протекционизма
В последнем выпуске «Перспектив развития мировой экономики» МВФ отмечается, что мировая экономика характеризуется «незначительной устойчивостью». Фонд прогнозирует рост мирового ВВП на 3,2% в 2025 году с замедлением до 3,1% в 2026 году. Это небольшой пересмотр в сторону повышения по сравнению с июльским прогнозом (3,0%), но темпы мирового роста остаются сдержанными и значительно ниже, чем в 2024 году (3,3%).
Ключевым фактором, поддерживающим прогноз на 2025 год, является удивительная и сохраняющаяся устойчивость экономики США. МВФ повысил свой прогноз роста для США до 2,0% в 2025 году, что немного выше его июльских (1,9%) и апрельских (1,8%) оценок. Более медленное, чем ожидалось, замедление экономики США отчасти связано с адаптацией к новой торговой политике, включая тарифы.
Пьер-Оливье Гуринша, главный экономист МВФ, пояснил, что это временное улучшение является результатом ряда временных мер по облегчению торговли. К ним относятся торговые переговоры, которые привели к некоторым тарифным льготам, воздержание большинства стран от немедленных ответных мер против США и, что самое главное, разумные маневры частного сектора. Предвидя эскалацию тарифов, предприятия ускорили импорт за счет создания запасов, что отсрочило полное воздействие торгового шока и временно поддержало экономическую активность.
Временные буферы и отложенный таможенный шок
Анализ МВФ показывает, что механизм передачи торгового шока запаздывает, и временные контрмеры лишь ограничили немедленное замедление экономики. Хотя предыдущие оценки указывали на то, что тарифы, как ожидалось, окажутся более разрушительными, они оказались менее обременительными, чем опасались, но Фонд подчёркивает, что их полное воздействие ещё предстоит увидеть.
Временные буферные резервы уже близки к исчерпанию, а это означает, что прогнозируемое замедление в 2026 году (3,1%) лишь отложено. Более того, сохраняющаяся неопределённость, подпитываемая сохраняющимися угрозами изменения тарифов, особенно в отношениях между США и Китаем, продолжает сдерживать перспективы роста.
Прогнозы МВФ на 2025–2026 годы указывают на явное расхождение в макроэкономических траекториях. В то время как ожидается снижение мировой инфляции, МВФ предупреждает, что инфляция в США, как ожидается, останется выше целевого уровня. Этот тревожный сигнал также виден в прогнозах других международных организаций.
В своем последнем прогнозе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снизила ожидаемый рост мирового ВВП до 2,9% как на 2025, так и на 2026 год, тем самым проявив больший пессимизм, чем МВФ. Также важно, что ОЭСР пересмотрела свои прогнозы инфляции для стран ОЭСР в сторону повышения, прогнозируя 4,2% в 2025 году (с 3,7%) и 3,2% в 2026 году (с 2,9%).
Сохраняющаяся инфляция в США и в целом более высокие прогнозы инфляции в странах ОЭСР увеличивают вероятность того, что центральные банки будут вынуждены поддерживать процентные ставки на текущем ограничительном уровне в течение длительного периода. Поддержание высоких ставок, хотя и необходимо для достижения ценовой стабильности, напрямую противоречит необходимости управления глобальным долговым кризисом, который становится главной темой предупреждений МВФ в его последних публикациях.
Стоимость промышленной политики и распределения ресурсов
Одной из ключевых тем WEO является углубленный анализ новой волны глобальной промышленной политики, подробно рассмотренной в главе 3 настоящего доклада. Столкнувшись с растущим геополитическим соперничеством и необходимостью энергетической трансформации, правительства по всему миру реализуют дорогостоящие программы субсидирования и оншоринга — переноса производства в другие страны.
МВФ признаёт, что промышленная политика может играть значительную роль в повышении производительности в стратегически важных секторах, но настоятельно предупреждает о её альтернативных издержках. Фонд предупреждает, что расходы на эту политику значительны в условиях и без того высокого государственного долга. Например, по оценкам ОЭСР, расходы США на «зелёную» промышленную политику, принятую в рамках пакета мер стимулирования экономики, составляют приблизительно 3,2% годового ВВП.
Фонд также выделяет критически важный риск: неэффективность использования ресурсов. Даже если сектор, на который направлена промышленная политика, демонстрирует положительные результаты, это может привести к негативным внешним эффектам, снижающим общую макроэкономическую производительность. Это происходит, когда ресурсы (капитал, квалифицированная рабочая сила) неэффективно перераспределяются из секторов, которые были бы более производительными в нормальных рыночных условиях.
Эти выводы создают конфликт приоритетов с рекомендациями «Бюджетного вестника». В то время, когда МВФ призывает к восстановлению фискальных резервов и сокращению дефицита, амбициозные программы субсидирования и индустриализации (оншоринг) становятся прямым фактором усугубления фискального риска.
Глобальный монитор финансовой стабильности
В то время как ПРМЭ оценивает перспективы роста, Доклад о глобальной финансовой стабильности (ДГФС) ставит суровый диагноз финансовым рынкам, которые, несмотря на временное затишье, скрывают растущие структурные слабости. МВФ приходит к выводу, что инвесторы демонстрируют «самоуспокоенность» и что их оптимизм не подкреплен фундаментальными экономическими показателями.
Финансовые рынки быстро восстановились после объявления новой администрации США о введении торговых пошлин, чему способствовали хорошие экономические данные и временная приостановка введения новых пошлин. Цены на активы резко выросли, а волатильность рынка снизилась. Однако МВФ предупреждает, что текущие оценки рисков чрезмерно оптимистичны и не подкреплены фундаментальными экономическими показателями, что значительно увеличивает риск внезапной коррекции рынка.
Рынки, по всей видимости, недооценили весь потенциальный эффект торговых пошлин на экономический рост и инфляцию, а также спадающий эффект ускоренного наращивания товарно-материальных запасов. Оценки финансовых активов отражают ожидания практически идеального замедления экономики без рецессии (« мягкой посадки »), что противоречит макроэкономическим фундаментальным показателям, сигнализирующим о замедлении мирового роста (3,2–3,1%) и высоких геополитических и фискальных рисках.
Рост оценок на финансовых рынках в сочетании с замедлением реальной экономики увеличивает вероятность резких коррекций. Любой негативный сюрприз — например, очередное обострение торговли или резкий скачок доходности облигаций — может спровоцировать внезапную системную коррекцию.
В отчете GFSR подчеркивается, что нестабильность финансового рынка усугубляется ростом и уязвимостью небанковских финансовых организаций ( НБФО). Этот сектор, предлагая ликвидность, подвержен структурным недостаткам, включая валютные несоответствия, концентрированную дилерскую активность и недостаточную нормативно-правовую базу.
Сбои на валютных рынках, например, вызванные расхождениями в денежно-кредитной политике США и остального мира, могут распространиться на другие классы активов, ухудшая общую финансовую ситуацию. МВФ предупреждает, что растущий риск суверенного дефолта, обусловленный растущей стоимостью обслуживания государственного долга, может спровоцировать резкий рост доходности облигаций, что, в свою очередь, приведет к убыткам на балансах банков и паевых инвестиционных фондов, дестабилизируя тем самым всю финансовую систему.
Конец эпохи легкого долгового финансирования
Самое мрачное и критическое предупреждение содержится в докладе МВФ «Бюджетный вестник» ,= посвященном динамике мирового государственного долга. Фонд прогнозирует, что к 2029 году глобальный государственный долг превысит 100% мирового ВВП. Это будет самый высокий уровень долга с 1948 года, что станет сигналом к началу макроэкономической стабильности.
Витор Гаспар, директор Департамента бюджетных вопросов МВФ, подчеркнул, что после многих лет роста государственного долга на фоне снижения процентных ставок, что создавало «чрезвычайно лёгкие условия» для его поддержания, эти условия существенно изменились. В глобальном масштабе бюджетный дефицит растёт. Это приводит к систематической концентрации долгового бремени в государственном секторе. В результате сохраняющаяся инфляция в США вынуждает центральные банки поддерживать высокие процентные ставки, что увеличивает стоимость обслуживания растущего государственного долга, превращая его в долгосрочное и неизбежное фискальное бремя.
В докладе «Бюджетный вестник» отмечается, что глобальный государственный долг стал наиболее непосредственным и значимым источником финансовой нестабильности. Риск внезапного роста доходности облигаций, вызванный опасениями по поводу устойчивости и упорядоченного развития государственного долга, может запустить механизм передачи риска, последствия которого отразятся на ценах активов, обременяя балансы частного и банковского секторов. Это означает, что основным источником потенциального кризиса — даже в развитых экономиках — вновь становится проблема кредитоспособности страны как должника.
Стоит отметить, что проблемы с упорядоченным управлением государственным долгом подрывают доверие не только к фискальной, но и к денежно-кредитной политике. Банк международных расчётов (БМР) неоднократно подчёркивал решающую роль центральных банков в поддержании доверия к деньгам и финансовой стабильности. Рост государственного долга в сочетании с инфляцией заставляет центральные банки прилагать усилия для сохранения своей независимости и полномочий в условиях долгового кризиса.
Цена неустойчивой фискальной политики
Параллельно с прогнозами МВФ, комментарии ведущих экономических журналов звучат в ещё более тревожном тоне, акцентируя внимание на политической «неэффективности» развитых стран. Государственный долг этих стран в настоящее время составляет около 110% ВВП (уровень, исторически достигнутый только после Наполеоновских войн). Столкнувшись с растущим бюджетным дефицитом США в размере 6% ВВП и политическим параличом во многих европейских странах и Японии, аналитики утверждают, что правительства «живут далеко не по средствам».
В условиях роста расходов на обслуживание долга, расходов на оборону и электорального давления, вызванного старением населения, что увеличивает фискальное бремя, политики стран «Большой семёрки» по-видимому неспособны сбалансировать свои бюджеты посредством повышения налогов или радикального сокращения расходов. В условиях отсутствия политической воли инфляция становится «наиболее вероятным способом» снижения реальной стоимости высокого государственного долга.
Этот риск усугубляется политическими нападками на независимость центральных банков. Популистские лидеры в США и Великобритании предлагают решения, которые ослабят защиту от инфляции, несмотря на то, что МВФ, Банк международных расчетов и другие эксперты подчёркивают необходимость поддержания надёжной и независимой денежно-кредитной политики. Как отмечают комментаторы, «когда правительства не действуют сообща и проводят безответственную экономическую политику, инфляционные вспышки просто случаются».
А сама инфляция, которую Джон Мейнард Кейнс называл «произвольным перераспределением богатства», перераспределяет богатство несправедливо: от кредиторов к должникам, от владельцев наличных денег и облигаций к владельцам реальных активов, таких как недвижимость. Совокупные изменения на рынке труда, вызванные искусственным интеллектом, могут серьёзно ослабить позиции среднего класса, связующего звена демократии.
Восстановление доверия и многосторонности под давлением
Последние прогнозы МВФ от октября 2025 года ясно указывают на то, что ключевые проблемы мировой экономики кроются не в недостаточном спросе, а в политической неопределенности и структурных фискальных слабостях.
Фонд призывает к немедленной мобилизации фискальной политики для обеспечения устойчивости долговой ситуации и создания буферов против будущих потрясений, включая финансовые кризисы. Хотя это и политическая задача, приоритетом должно быть принятие мер, улучшающих перспективы роста, укрепляющих макроэкономические институты и укрепляющих доверие к правительству, что критически важно для устойчивости долговой ситуации.
В области торговой и промышленной политики МВФ рекомендует сочетать торговую дипломатию с разумной макроэкономической корректировкой, в частности, с активизацией усилий по проведению структурных реформ, способствующих повышению эффективности, а не полагаться на дорогостоящую и зачастую неэффективную промышленную политику, порождающую негативные внешние эффекты и фискальное бремя.
Ежегодные встречи МВФ и Всемирного банка 2025 года были отмечены всеобщей тревогой и названы испытанием для послевоенной международной экономической системы. Многосторонние координационные центры, такие как МВФ и Всемирный банк, испытывают давление из-за отступления от глобализации и растущей политической неопределенности, особенно учитывая амбициозную и зачастую неоднозначную позицию администрации США по отношению к Бреттон-Вудским учреждениям.
Макроэкономический кризис, диагностированный МВФ в его последних докладах, по сути, является кризисом политической воли. Фонд дал точную оценку и чёткие рекомендации: восстановить фискальные резервы, сохранить независимость центральных банков и проявлять осторожность при проведении дорогостоящей промышленной политики.
Однако реализация этих реформ в значительной степени затруднена ростом протекционизма, противоречивыми национальными целями и подрывом доверия к системе многостороннего международного сотрудничества. Мировая экономика вступает в новую, нестабильную эпоху, и будущее зависит от способности политиков восстановить доверие до того, как структурные риски материализуются в форме очередного кризиса.
Читайте на тему: Тревожная пауза: почему мировая экономика находится на перепутье










